Православная Церковь Божией Матери Державная

 

 

Святая земля - Русь

 

1. Новая Святая Русь.

2. Cвяторусская вера.

Духовные стихи Руси изначальной.
Церковный историк и богослов о. Иоанн (Кологривов).
Философ и публицист Иван Ильин.

 

 

Новая Святая Русь

На сайте "Православная Церковь Божией Матери Державная" размещены материалы о истории, каноническом преемстве и традициях нашей Церкви:

Отцы Православной Церкви Божией Матери Державная

1. Литургическая память.
2. Преображение России началось с Голгофы 1917-го года.
3. Сокровенная история России.
4. Владыка Серафим.
5. Церковь, необоримая адскими вратами.

 

Архиепископ Серафим (Поздеев) - патриарх Истинно Православной Церкви

1. Владыка-исповедник.
2. Страницы жития.
3. Преемство печатей.
4. Молитва ИПЦ.
5. Из слов Откровения старца Серафима.

 

Владыка Серафим - вестник Царствия. Откровение о Соловках, 2000г.

1. Крестное христианство.
2. Искупление греха российской инквизиции.
3. Откровение малого суда.
4. Лагерные постриги.
5. Литургии Иоанна Златоуста.
6. Видение небесного иконостаса.
7. Великое покаяние.
8. Церковная епитимия.
9. "Стойко стойте в вере отцов Духом Святым".

 

Схимитрополит Геннадий (Секач)

1. Свидетельство историка.
2. Из Жития владыки.
3. Истинная Церковь: катакомбы в тюрьме

 

Митрополит Иоанн (Боднарчук)

1. Жизнь исповедника.
2. Тайный Почаевский скит.
3.
Независимая церковь.
4. Преемство исповедничества

 

Архиепископ Иоанн (Береславский). Краткая биография

1. Святоотеческая традиция подвижнического православия.
2. Всероссийская весть покаяния и преображения под покровом Пречистой Девы.

 

Смоленское и всероссийское Откровение Божией Матери, 1984г.

1. Смоленская Одигитрия - Путеводительница в Царствие.
2. Открывшееся миру Слово.

 

Регистрация общин

1. По благословению праведных отцов Церковь выходит из катакомб.

 

Богородичные соборы - светолитие горней любви

1. Посвящение России Пречистой Матери.
2. Всероссийский Покаянный Собор.
3. Международное сотрудничество церквей.
4. Откровение Жены Облеченной в Солнце.

 

Миссия  и свидетельство Православной Церкви Божией Матери Державная

1. Писатели, поэты и журналисты - отзывы о Церкви.
2. Встречи, конференции, выступления.
3. Межконфессиональные контакты.

 

 

Духовные стихи Руси изначальной

Из русских народных духовных стихов, ХI-ХIХ вв.:

"Прекрасное солнце/ В раю осветило/ Свято-русскую землю..."

"У нас Белый царь - над царями царь,/ Почему ж Белый царь над царями царь?/ И он и держит веру крещеную,/ Веру крещеную, богомольную,/ Стоит за веру христианскую,/ За дом Пречистой Богородицы, - / Потому Белый царь над царями царь./ Святая Русь-земля всем землям мати:/ На ней стоят церкви апостольские;/ Они молятся Богу Распятому,/ Самому Христу, Царю Небесному, - / Потому свято-Русь-земля всем землям мати..."

"Принял он, Владимир-князь, веру крещеную,/ Пресвятую Мать Богородицу..."

"О Свет Пресвятая Богородица, Святая София Премудрая - нам сотворила/ И небо, и землю, и солнце, и месяц, и частые звезды..."

"Воплотив Свят Дух/ Во сыру землю,/ Во всю поселенную..."

"Основана земля Святым Духом,/ А содержана Словом Божиим..."

"А я верую веру Самому Христу, Царю Небесному,/ Его Матери Пресвятой Богородице,/ Святой Троице неразделимой..."

"У нас белый свет взят от Господа..."

"Начался бел свет от Свята Духа,/ Самого Христа, Царя Небесного..."

"От Свята Духа звоны зазвонились..."

"Океан-море всем морям мати:/ ...Посреди моря океанского/ Выходила церковь соборная,/ Соборная, богомольная./ ...На церкви главы мраморные,/ На главах кресты золотые./ Из той из церкви из соборной,/ Из соборной, из богомольной,/ Выходила Царица Небесная..."

"Мать моя - Матушка Мария,/ Пречистая Дева, Пресвятая..."

"Свет Мати Мария,/ Пресвятая Богородица..."

"Солнце красное..."

"Пречистая Голубица..."

"Скорая Помощница,/ Теплая Заступница,/ Заступи, спаси и помилуй..."

"Первая Мать - Пресвятая Богородица,/ Вторая мать - сыра земля,/ Третья мать - кая скорбь приняля./ Если Пресвятая Богородица/ Помощи Своей не подаст,/ Не может ничто на земле вживе родиться:/ И ни скот, и ни птица,/ Ни человекам быть./ Если да Святая Богородица да помощи воздаст,/ Может всякая тварь на земле вживе родиться:/ Скот, и птица, и человекам бысть..."

"Сходила Царица Небесная со кругов небесных,/ Становилась Царица Небесная у ворот сиротских,/ Говорила Царица Небесная с сиротами, со/ Вдовицами,/ С благочестивыми девицами, со юницами:/ "Никуда вы не ходите, - ни в пир, и ни /В беседушку,/ Ни в мирскую суету, на гуторенье./ Сошью Я вам ризы белые со ангелами,/ Если мало вам того, сошью венцы златые/ С херувимами, серафимами, со властями,/ Если мало вам того, Я сойду к вам Сама,/ Буду с вами лик ликовать, во век царствовать".

 

(О фарисеях:)

"...Правда пошла на небеса/ К Самому Христу, Царю Небесному;/ А Кривда пошла у нас вся по всей земле,/ По всей земле по свет-русской,/ По всему народу христианскому./ От Кривды земля восколебалась,/ От того народ весь возмущается;/ От Кривды стал народ неправильный,/ Неправильный стал, злопамятный:/ Они друг друга обмануть хотят,/ Друг друга поесть хотят./ От того стали суды неправые.../ Кто не будет Кривдой жить,/ Тот причастный ко Господу,/ Та душа и наследует/ Себе Царство Небесное".

"Аще который человек много постится,/ Да зло помнит, - / Да не есть ему спасения будет..."

"Матерно не бранитесь;/ Мать Пресвятая Богородица/ На престоле вострепенулась,/ Уста кровью запекаются./ ...Месяц и звезды потухают,/ ...От матерного слова все пропали".

 

(Видение св. князю Дмитрию Донскому:)

"...А видит он чистое поле,/ То ли чисто поле Куликово./ Изустлано поле мертвыми телами,/ Христианами да татарами:/ Христиане-то как свечки теплятся,/ А татары-то как смола черна./ По тому ль полю Куликову/ Ходит Сама Мать Пресвятая Богородица,/ А за Ней апостолы Господни,/ Архангелы-ангелы святые/ Со светлыми со свечами,/ Отпевают они мощи православных./ Кадит на них Сама Мать Пресвятая/ Богородица,/ И венцы с небес на них сходят./ ...А на память дивного видения/ Установил он Дмитровскую субботу".

(Цит. по кн.: "Голубиная книга". Русские народные духовные стихи ХI-ХIХ веков. М., 1991г. и Г.Федотов "Стихи духовные". Русская народная вера по духовным стихам, М., 1991г.)

 

Церковный историк и богослов,
священник Иоанн (Кологривов)

"Русский народ зовет землю "Святой Матерью" или просто "Святой". Но чаще всего "Матерью Сырой Землей". Само по себе, это наименование матери, даваемое земле, не содержит в себе ничего языческого. Подобные примеры можно найти и в святоотеческой литературе (у св. Григория Богослова, у св. Иоанна Златоуста)... Славянская мифология в своем развитии никогда не дошла до ясно очерченного антропоморфизма. Однако земля, уже в христианское время, выступает в народных изречениях и в "духовных стихах" в виде человеческого существа. ...

Источники этих поэтических произведений находятся в житиях святых или в греческих апокрифах, реже - в Библии. ...В них "многое, несомненно, принадлежит исконному славянскому фольклору, хотя христианский и церковный характер этой поэзии несомненен. ..."Духовный стих" представляет собой остаток древней, московской, до-петровской культуры, уцелевшей в эпоху европеизации России" (Г.Федотов "Мать - земля", в журн. "Путь" номер 46, 1935).

Итак, эти "духовные стихи" изображают землю не безжизненным телом, а живым организмом, на подобие человеческого. Покрывающие ее камни - ее тело; корни - кости; деревья и кусты - жилы; трава - волосы. Она... "держится Словом Божиим".

...Материнское начало земли присуще всему мирозданию, охватывающему все области бытия. Благодаря ему человек оказывается не чуждым природе, миру растений и миру животных. Единый принцип оживляет и объединяет всех. ...Иными словами, между землей и человеком "та же неразрывная связь, что и между организмом матери и сына. ...Если называть софийной всякую форму христианской религиозности (sic!), которая связывает неразрывно божественный и природный мир, то русская народная религиозность должна быть названа софийной". (Г.Федотов, "Путь" номер 46, 1935г.) ...Земля - сострадательная мать; она любит своих детей, плачет над их судьбой, когда над ними разражаются тяжелые бедствия. ...Для человека земля - неисчерпаемый источник силы и здоровья. Одно прикосновение к ней дает человеку новые силы. Падая на мать землю, русские богатыри набирались новых сил. ...Так-как земля свята, человек может ее оскорбить, осквернить, причинить ей боль, как живому существу.

...В древнем русском народном представлении существует таинственная связь между землей и больной совестью человека, его преступлениями, грехами и даже затаенными мыслями. ...Всем этим - пишет Г.П. Федотов - "народ свидетельствует о своем особом почитании божественно-материнского начала... В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала. Их близость не означает еще их тождественности". Как мы уже говорили, народная традиция никогда "не доходит до отождествления Богородицы с Матерью Землей и с кровной матерью человека. Но она недвусмысленно указывает на их сродство: "Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра земля; третья мать - кая скорбь приняла".

По-видимому, можно сказать, что эта мистика земли глубоко повлияла на русское почитание Божией Матери. И не только в том смысле, что Пресвятая Дева рассматривается русским благочестием прежде всего и больше всего как мать, благословенная Богородица, Матерь Воплощенного Слова и Матерь людей, тогда как другие черты Ее славы (чистота, девственность) отходят на второй план. Более того: вся русская духовность носит богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное значение, что глядя со стороны, русское христианство можно принять за религию не Христа, а Марии.

Во всяком случае, рассматривая жития русских святых и разыскивая в них их высшие моменты, те, которые говорят о их мистическом опыте соединения с Богом, мы придем к установлению весьма изумительных обстоятельств: прежде всего, в житиях содержится очень немного указаний о таких переживаниях, а когда они есть, в центре мистического опыта оказывается обычно не Христос, а Его Матерь. Эта "богородичная мистика" особенно ярко проявляется в жизни великих русских национальных святых: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского". (Цит. по кн.: Иеромонах Иоанн (Кологривов) "Очерки по Истории Русской Святости", Editrice "ISTINA", Siracusa, Italia, 1991, с.145-150, выдел. св-к И.)

 

Философ и публицист Иван Ильин

"Почему мы верим в Россию. Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей родине, о России. Это естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к родине и нашей веры в нее. Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Божий дары, что по-прежнему, лишь на поверхности омраченное живет в нем его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут.

Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы, и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге, и любить ее духом; а это значит, что они ее потеряют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими.

Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара - свободы и самостоятельности на земле.

Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Может быть и не прав Тютчев, что "в Россию можно только верить", - ибо ведь и разуму можно многое сказать о России, и сила воображения должна увидать ее земное величие и ее духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в России многое. Но и вера необходима: без веры в Россию нам ее и самим не прожить и не возродить.

Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божиим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче узренная - есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом (духовным - св-к И.) обоснованной. Россия, как цепь исторических явлений и образов, есть, конечно, земное обстояние, подлежащее ...изучению. Но ...не должно останавливаться на внешней видимости фактов; ...должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляет дух русского народа и сущность России.

Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества но и видеть в ней борьбу нашего народа за самобытный духовный лик. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войн. И особенно - в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вся его история, весь его молитвенный быт.

Мы должны научиться видеть Россию в Боге - ее сердце, ее государственность, ее историю. Мы должны по новому - духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры. И, когда мы осмыслим ее так, тогда нам откроется, что русский народ всю свою жизнь предстоял Богу, искал, домогался и подвизался, что он знал свои страсти и свои грехи, но всегда мерил себя Божьими мерилами; что через все его уклонения и падения, несмотря на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составляла живое естество его духа.

Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие <провалы> на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить. Естественна наша неутихающая скорбь о ее временном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отчаяние. Итак душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в Его земных явлениях: в правде, праведности и красоте. Когда-то давно, может быть еще в доисторические времена, был решен на Руси вопрос о правде и кривде, решен и запечатлен приговором в сказке: "Надо жить по-Божьи... Что будет, то и будет, а кривдой жить не хочу"... - И на этом решении Россия строилась и держалась в течении всей своей истории - от Киево-Печерской Лавры до описанных у Лескова "Праведников" и "Инженеров-Бессребренников"; от Сергия Преподобного до унтер-офицера Фомы Данилова, замученного в 1875 году кипчаками за верность вере и родине; от князя Якова Долгорукова, прямившего стойкой правдой Петру Великому, до умученного большевиками исповедника - Митрополита Петербургского Вениамина.

Россия есть прежде всего - живой сонм русских правдолюбцев, "прямых стоятелей", верных Божьей правде. Какой-то таинственной, могучей уверенностью они знали-ведали, что видимость земной неудачи не должна смущать прямую и верную душу; что делающий по Божьи побеждает одним своим деланием, строит Россию одним своим (хотя бы и одиноким, и мученическим) стоянием. И тот из нас, кто хоть раз попытался обнять взором сонм этих русских стоятелей, тот никогда не поверит западным разговорам о ничтожности славянства, и никогда не поколеблется в своей вере в Россию.

Россия держалась и строилась памятью о Боге и пребыванием в Его живом и благодатном дуновении. ...имеющий Бога в себе, носит в своей душе живую любовь и живую совесть: две благороднейшие основы всякого жизненного служения, - священнического, гражданского и военного, судейского и царского. Это воззрение исконное, древне-русское... Это воззрение выражал всегда и Суворов, выдвигая идею русского воина, сражающегося за дело Божье. На этом воззрении воспитывались целые поколения русских людей...

Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства; а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти - и на одре болезни, и в сражении... Творческая государственность требует еще мудрости сердечной и вдохновенного созерцания, или..., - она требует - "наипаче таинственного осенения от Господня духа владычного, Духа премудрости и ведения, Духа совета и крепости". Этим духом и держалась Россия на протяжении всей своей истории и отпадения ее от этого духа всегда вели ее к неисчислимым бедам. Поэтому верить в Россию значит принимать эти глубокие и великие традиции, - ее воли к качеству, ее своеобразия и служения, укореняться в них и уверенно строить на них ее возрождение.

И вот, когда западные народы, ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому, что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. Мы утверждаем духовную силу и светлое будущее русского народа в силу многих оснований, из которых каждое имеет свой особый вес и которые все вместе ведут нас в глубину нашей веры и нашей верности. ...За ними и через них сияет нам нечто большее: народ с такими дарами и с такой судьбой; выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории.

Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, - то страдания очистят его взор и укрепят в нем его духовную мощь...

Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в Боге и видим ее такой, какой она была на самом деле. Не имея этой опоры, она не подняла бы своей суровой судьбы. Не имея этого живого источника, она не создала бы своей культуры. Не имея этого дара, она не получила бы и этого призвания. ...в жизни целого народа с тысячелетним прошлым этот (временный, мученический - св-к И.) срок "выпадения" или "провала" не имеет решающего значения: история свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое.

И восстанет новая Россия.

Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия". (Цит. по кн.: Проф. И.А. Ильин "О грядущей России. Избранные статьи", под ред. Н.П. Полторацкого, М., "Воениздат", 1993, с.328-332, выдел. св-к И.)

 


(с) Все права сохранены. Православная Церковь Божией Матери Державная. Новая Святая Русь, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. - Самиздат, с 1991 по 1993 гг. - Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

E-mail: maria@mail.transit.ru , fr_iliya@hotmail.ru , iliya_popov@chat.ru